Бизнес и ISO
в Украине введен государственный стандарт ДСТУ ISO 9001-2001 со степенью соответствия (идентичный (IDT) европейскому стандарту ISO 9001:2000, т. е. по методу замены обложки с украиноязычным переводом). Авторы данной статьи с 2002 года, проводя семинары по вопросам внедрения АСУ предприятий, проводили критический анализ этого стандарта и указывали на «нестыковки» его положений с основными принципами теории управления. Тогда не все нас понимали и поддерживали. Наши слова были как назойливая муха, как глас вопиющего в пустыне. Сегодня, через несколько лет, имеет место неоспоримый факт нарастающей тенденции негативных публикаций-отзывов о внедрении систем менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2000 как в Украине, так и в России. А ведь в Украине данный стандарт является государственным (ДСТУ)!
Николай Иванович Козлов Бодо Шефер Бодо Шефер Латанский Николай
Почему складывается такой негатив? Регулярное общение с менеджерами отечественных предприятий и организаций в процессе выполнения нами консалтинговых проектов по внедрению процессного менеджмента убеждает в следующем. Этот негатив порожден, прежде всего, попыткой авторов стандарта ISO (европейский технический комитет ISO/ТС 176/SC 1) подменить смысл понятия качества системы процессного менеджмента на понятие «система менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2000». Смысл последнего в группе стандартов ISO версии 2000 года не имеет ясного и недвусмысленного ответа на принципиальный вопрос любой системы управления – что (кто) является объектом управления. В этом выводе мы не одиноки (см. [1]).
Вадим Вадимович Шлахтер Вадим Шлахтер Козлов Николай Иванович
Стандарт не ориентирует, а дезориентирует руководителей в вопросе качества: качество ЧЕГО? Сама попытка определения в стандарте понятия «система менеджмента качества» наводит на мысль, что на предприятии должна быть какая-то отдельная система управления в общей системе управления, да и еще (п.5.5.2 ДСТУ), под руководством «…одного из представителей руководства, на которого, независимо от других обязанностей, должна быть возложена ответственность с приданием полномочий за…». Другими словами, управлением операционной деятельностью предприятия занимаются одни руководители, а управлением качества этой деятельности на «общественных началах» должен заниматься НЕКТО выделенный из числа «собратьев» по руководству. Фундаментальные принципы управления в стандарте ISO 9001:2000 просто отдыхают!!!
В стандарте ДСТУ ISO 9001-2001 сказано (п.5.4.1), что система менеджмента качества есть система по достижению ЦЕЛЕЙ в области качества, т. е. система названа по названию целей. Вот здесь и есть суть подмены вышеуказанных понятий. ОБЪЕКТОМ системы управления становится ЦЕЛЬ?! Здесь мы, как и автор [1], хотим задать вопрос: вы когда-нибудь слышали о системе менеджмента прибыли, системе менеджмента акционерного капитала? Правильно, нет. Хотя существует вид деятельности – финансовый менеджмент. Но ни один серьезный финансовый директор не скажет вам, что он управляет системой финансового менеджмента. Почему? Потому, что этот вид деятельности есть суть двух циклов общей системы управления предприятием – цикла доходов и цикла расходов, в которых задействованы все структурные подразделения. При этом цели в области увеличения прибыли и снижения себестоимости ставят все. Но скептики могут оспаривать: ведь часто говорят «система управления закупками», «система управления персоналом», и, даже, на некоторых предприятиях встречаются подразделения под названием «отдел (департамент) управления персоналом». Судя по последнему названию, начальник такого отдела (департамента) является отцом – командиром всех сотрудников организации. Абсурд! А как быть, например, с такими целями: проникнуть на такой-то рынок или освоить выпуск такого-то продукта (услуги)?
Тренинги для женщин Обучение персонала Форум для девушек Как быстро похудеть?
Действительно, на первый взгляд, какое отношение имеют эти цели к улучшению процессов деятельности? Вроде, никакого. Следовательно, говорят защитники стандарта ISO 9001:2000, не все цели есть цели в области качества. Но обратите внимание, данные сформулированные цели являются стратегическими целями качественного развития компании, достижение которых не возможно без планирования и достижения целей операционного уровня деятельности, например, повышения объемов производства, рентабельности, прибыльности и т.д. Но если все цели есть цели в области качества, то следует очевидный вывод: система менеджмента качества есть не что иное, как сама система менеджмента предприятия. То есть, это не какая-то подсистема в системе менеджмента предприятия, а сама система менеджмента предприятия.